27 — 29 марта 2024  |  Москва  |  «Экспоцентр»

Круглый стол Экспертного совета по развитию химической промышленности в Государственной Думе  «Сделано в России: парфюмерия и косметика. Российский бренд - миф или реальность»

Круглый стол Экспертного совета по развитию химической промышленности в Государственной Думе «Сделано в России: парфюмерия и косметика. Российский бренд - миф или реальность»

Сегодня на площадке IV Международного промышленного форума «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес» прошел круглый стол Экспертного совета по развитию химической промышленности при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы Российской Федерации на тему: «Сделано в России: парфюмерия и косметика. Российский бренд – миф или реальность?».

В работе круглого стола приняли участие представители Минпромторга России, профильных ассоциаций, российские производители косметики, парфюмерии и бытовой химии.

Модератором круглого стола выступила Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по промышленности и торговле, председатель Экспертного совета по развитию химической промышленности Мария Василькова.

Российский парфюмерно-косметический рынок входит в десятку крупнейших в мире по обороту, и бóльшую его часть до сих пор занимали зарубежные бренды.

На долю импортной продукции приходилось более 60-80 % рынка.
На фоне санкций и нарушения логистики у розничных сетей и дистрибьюторов возникли сложности с поставкой из-за рубежа готовой косметики и сырья в Россию.

Но дефицита косметики и парфюмерии на рынке не возникло – российские бренды заменили иностранные марки, перестроили кооперационные связи, нашли новых поставщиков.

Сегодня Минпромторг системно работает над развитием отрасли парфюмерно-косметической промышленности и производства товаров бытовой химии в России, а именно: снижает импортозависимость отрасли в сырьевых ингредиентах, упаковочных материалах и комплектующих, совершенствует таможенно-тарифное регулирование, осуществляет государственную поддержку производителей.

В 2022 году государство оказало поддержку производителям косметической промышленности в общем объеме на сумму 956 млн. руб.

Однако, обладая хорошей гибкостью в ассортименте, рецептурах и ценовой политике, отечественный производитель отстает от зарубежных в маркетинге и продвижении своих брендов.

Санкции — это возможность российских брендов громко заявить о себе. Однако имея ограниченный инвестиционный ресурс, производителям приходится делать выбор, во что инвестировать: в создание новых производственных мощностей и рабочих мест, либо в продвижение своей продукции?

Директор по развитию бизнеса SPLAT Global Антон Золотухин подчеркнул, что возможности по расширению представленности продукции российского производства в крупном ритейле для многих отечественных игроков ограничены. В первую очередь это связано с давлением транснациональных производителей, чьи рекламные бюджеты в сегодняшних реалиях в большей степени сосредоточены — перераспределены с ТВ рекламы на углубление промо, усиление визуальной представленности и расширение ассортимента на полках. Данный фактор ограничивает возможности развития российских брендов и осложняет проникновение нового ассортимента на полку крупного ритейла, так как при принятии решений сеть руководствуется исключительно экономическими соображениями.

Мария Василькова отметила, что наши потребители высказываются о дефиците информации о продукции российских брендов. Очевидно, что тут требуется дополнительная проработка мер поддержки российских производителей, прежде всего, в части продвижения российских брендов и информирования наших потребителей. Депутат Государственной Думы подчеркнула, «Единая Россия» разрабатывает законопроект о «российских полках» в торговых сетях. Он обеспечит поддержку отечественных производителей и даст им возможность попадать на полки крупных торговых сетей по всей стране. Российские товаропроизводители готовы в разы увеличить объёмы производства. Будь то косметика, медицинские изделия или средства гигиены. В последние годы они серьёзно вложились в организацию современной инфраструктуры на своих предприятиях. 

Ещё один из сложных вопросов — обеспечение необходимым для отрасли сырьём и упаковкой. Мария Василькова отметила, «что одним из ключевых барьеров развития отрасли является — наличие качественной сырьевой базы. Прежде всего это касается развития мало- и среднетоннажной химии и специальной химии, которая в основном импортировалась. Нашим производителям приходится активно перестраиваться на других поставщиков из России или дружественных нам стран, в первую очередь – Китай. Тут важно отметить, что сложившаяся ситуация послужила серьёзным стимулом для активизации нашего малого и микробизнеса. Наши предприниматели увидели освободившиеся ниши и готовы запускать производства, которые частично смогут заместить европейских поставщиков».

Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова отметила, что в нашей отрасли активно поднимается малый бизнес, даже микробизнес, как в части производства готовой продукции, так и сырья. Для них очень важны специальные меры поддержки. РПКА разработала целую программу «зонтичных» мер для продвижения таких компаний, как, например, национальная премия «Моя косметика».

Ранее Президент поставил задачу Правительству до 2030 года принять меры по развитию производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и увеличению объемов выпуска такой продукции к 2025 и 2030 годам на 30 и 70 % соответственно (по сравнению с объемами 2020 года).

В целях достижения этой задачи требуется кадровое обеспечение отрасли. Это ещё один из «острых» вопросов, который рассмотрели в рамках работы круглого стола.

Мария Василькова отметила: «Мы провели предварительные переговоры с руководством Российского Союза химиков и крупного бизнеса и планируем выйти с инициативой о запуске отдельного «химического» трека в рамках кадрового конкурса «Лидеры Росси» среди студентов, учёных и управленческих кадров. Как победитель конкурса «Лидеры России» — флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», убеждена, что если наша инициатива будет поддержана, это значительно повысит привлекательность отрасли, позволит привлечь перспективные кадры и позволит стимулировать развитие химии, прежде всего, в области мало и среднетоннажной химии. Химия — это синоним национальной безопасности».